Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Двадцать звездных лет "Раздолье"

Двадцать звездных лет

Любимцы среднеуральской публики – артисты Народного коллектива Театра песни «Раздолье» - отмечают юбилей

13 июня 1999 года на сцене за Дворцом культуры впервые прозвучали песни «Печки-лавочки», «Пересохла речка наша» и «Ах ты, озеро Исеть» в исполнении никому тогда еще не известного творческого коллектива. Участниками его стали энтузиасты смотров художественной самодеятельности, проходивших на Среднеуральской птицефабрике и Концерне «Уралэлектроремонт». Руководители этих предприятий – Сергей Константинович Эйриян и Алексей Николаевич Данилов – своей инициативой положили начало долгой жизни
теперь уже известного не только в нашей стране, но и за ее пределами Театра песни «Раздолье», бессменным руководителем которого является Татьяна Александровна ЧУСОВИТИНА.

— Татьяна Александровна, как сложился сегодняшний состав коллектива?

— В начале творческой жизни «Раздолья» количество участников было рекордным – четырнадцать человек. Кто пришел – тот пришел, отбора особого не было. Меня большое количество артистов не пугало (сказывался многолетний опыт участия в русском народном хоре). Пели поначалу под «живой» аккомпанемент Ирины Викторовны Сорокиной, преподавателя по классу аккордеона ДШИ.

Впоследствии по разным причинам часть артистов из коллектива ушла. Те, кто знаком с творческой жизнью, знают ее особенности: непростой график, репетиции как минимум два раза в неделю, выступления на мероприятиях, концертах, как правило, по выходным. Не все выдерживают физически, эмоционально, у кого-то в семье начинается недопонимание. Здоровье тоже диктует определенные ограничения.

В дальнейшем состав основной группы коллектива практически не расширялся. Мы привыкли друг к другу, работали дружно, вместе были и на репетициях, и в праздники – почти семейный формат. Увы, без трагических потерь за эти два десятилетия не обошлось: в 2009 году ушел из жизни наш близкий человек, участник «Раздолья» Сергей Игошев, в 2016 году - Игорь Казаков. Появляются в старшей группе коллектива и новые лица, правда, очень редко. Дело в том, что мы в буквальном смысле спелись: слышим друг друга без усилий, легко подстраиваемся под манеру, голос и даже настроение. А с новым голосом все звучит по-другому, нужно много репетиций вместе провести, чтобы добиться слаженности.

Так что уже долгое время сохраняем постоянный состав из восьми человек (четыре пары).

— Гораздо более традиционно выглядела бы стандартная картина из двух десятков бабушек и одного дедушки…

— От такого стереотипа как раз и хотелось уйти. Изначально мы отказались и от традиционных костюмов – сарафанов, кокошников. Хотелось сохранить дух народного костюма, но стилизовать его под современность. Таким же был подход и к репертуару: поем и русские народные песни, и казачьи, и современные, и песни советских композиторов. Настоящее «Раздолье» творческих возможностей.

— Необычные костюмы приковывают к себе взгляд во время каждого сценического выхода коллектива. Кто их придумывает и шьет?

— Дизайн обычно строится на моих идеях. Самые первые наши платья-основы изначально были задуманы как базовые, чтобы потом можно было деталями и аксессуарами по-разному их обыгрывать и видоизменять. На ткань для них выделил средства А.И. Ситахметов, шили платья в швейном цехе птицефабрики. Первыми дополнениями стали вязаные жилетки, шапочки, расшитые вручную стеклярусом. До сих пор эти платья мы активно используем.

В дальнейшем обычно складывалось так: в магазине наметанным глазом выхватываешь какую-то ткань и уже видишь готовый образ. Когда в 2008 году выиграли грант Министерства культуры Свердловской области, гардероб «Раздолья» существенно расширился, появилась возможность изготовить костюмы, которые отличались оригинальным дизайном, интересной отделкой. Помогала нам Елена Бондарева - швея из Верхней Пышмы, которая генерировала идеи, не шила, а творила, порой переворачивая стандартные представления с ног на голову. Ее профессионализм и креативность мне впоследствии очень помогли.

Теперь многое шью сама. Сначала собираемся, решаем: какого цвета еще нет, какого фасона? Я еду за тканью, что-то придумываю, изобретаю. Коллеги доверяют, иногда что-то подсказывают. К слову, мужчины к своему внешнему виду относятся внимательно, предлагают новые способы завязать шарф, отогнуть по-другому манжеты и так далее. Если что-то расшиваем вручную, то женщины справляются сами, мужчинам наводят красоту жены. К каждому отчетному концерту хотя бы один вариант костюмов шьем новый.

— Обходится эта традиция, наверняка, недешево…

— Конечно. В самом начале, когда фактически мы были ничьи, финансово поддерживали спонсоры – птицефабрика «Среднеуральская» (С.К. Эйриян), Концерн «Уралэлектроремонт» (А.Н. Данилов), А.И. Ситахметов. Помещение для репетиций предоставляла директор школы №31 А.Р. Калашникова, птицефабрика платила минимальную зарплату, глава администрации города В.П. Цыпнятов по мере сил помогал.

В лучшие годы было много выездных концертов, мы старались зарабатывать, и эти средства шли на развитие коллектива – на пошив костюмов, покупку обуви, организацию участия в выездных конкурсах. Сейчас финансирует нас в основном Дворец культуры: заказывают афиши, рекламу, оплачивают транспорт. Если едем выступать, продукты в виде благотворительной помощи получаем от первых шефов коллектива – птицефабрики. Ее директор (теперь уже бывший) С.В. Широков и после ухода с предприятия помогал «Раздолью» - пример того, как человек умеет держать данное слово.

— Сейчас спонсоры по-прежнему помогают коллективу?

— Сейчас время другое, люди другие… Отрадно, что остаются те, кто, пусть понемногу, но помогают. Летом 2017 года с участием спонсоров – А.Н. Данилова, А.И. Ситахметова, А.Э. Шика – мы смогли выехать в Башкирию и представить наш город на празднике «Сабантуй».

— Вы властный руководитель или прислушиваетесь к мнению других участников коллектива?

— Я против того, чтобы навязывать готовые решения. Если, например, какая-то песня мне нравится, я приношу ее на репетицию, все слушают. Пришлась по душе – берем в репертуар, нет – я не заставляю. Правда, бывает, что возвращаемся через какое-то время к этой же песне и в итоге берем ее, потому что под другое настроение она, что называется, пошла.

— За 20 лет жизни коллектив существенно разросся по количеству возрастных групп. Сколько их сейчас?

— Самые младшие участники Театра песни (5-7 лет) – вокал-бэнд «Колесо», средняя возрастная группа – «Диковина», есть у нас дуэт «Ягода-малина» - в общей сложности пятнадцать человек. Шоу-группа «Дикие птицы» - уже стажисты, они девять лет поют с нами. Правда, закончив школу, девочки частично «разлетелись» – в составе коллектива выступают только трое.

— Младшие группы тоже сами обшиваете?

— Помогает Дворец культуры. У малышей сейчас восемь смен костюмов: что-то сами шили, что-то ДК, бывает, что под конкретный номер ищем оригинальные вещи, да и от подросших «Диких птиц» костюмы переходят подрастающему составу.

— Легко с ними работать?

— Малышей я набирала совсем крохами, в три-четыре года – для меня как для руководителя это был новый опыт. Пришлось на практике осваивать азы педагогики. Ведь нужно привести ребенка к определенной цели, не отбив у него желание петь. При этом характер у каждого свой, амбиции свои. Но те, кто уже побывал на конкурсах, поняли, насколько это ответственное и приятное дело, так что по сей день учимся с ними вместе. Много индивидуально занимаемся, исправляем какие-то нюансы, боремся с недостатками.

— Творческий путь «Раздолья» богат наградами и признанием, в том числе на международном уровне. От самодеятельного ансамбля до Народного коллектива сложно было дойти?

— Уже в 2000 году мы получили первый диплом за участие в Областном фестивале «Салют Победы». С этого все и началось.

В 2005 году, завоевав Гран-при Международного фестиваля «Русская калинка» в Египте, задумались о получении звания. Это стало задачей предстоящего творческого сезона (в начале года мы сообща ставим перед собой какую-то задачу: или концерт необычный подготовить, или принять участие в конкурсе).

В 2006 году пригласили в Среднеуральск комиссию Министерства культуры Свердловской области, и с первой попытки получили звание «Народный коллектив любительского художественного творчества». С этого момента два раза его успешно подтверждали.

В 2008 году мы получили Гран-при Международного фестиваля «Русское чудо» в Тунисе, на нашем счету и первая премия в номинации «Вокал» Международного фестиваля «Хрустальная лира» во Франции, а также много других наград.

— По случаю нынешнего юбилея планируется концерт?

— Да, 16 марта в 17 часов всех зрителей приглашаем во Дворец культуры. Не буду раскрывать все секреты, скажу только, что в праздничной программе мы решили вспомнить самые лучшие, самые красивые песни. Честно говоря, выбрать их было непросто - репертуар очень большой, одних только фонограмм больше 130.

Юбилеев у нас, кстати, грядет несколько: в 2019 году – 20 лет «Раздолью» и 5 лет – «Диковине». 2020 год тоже юбилейный – 10 лет исполнится шоу-группе «Дикие птицы».

— Могли Вы представить себе такое 20 лет назад?

— 20 лет назад я думала, что нас хватит года на три. Не ожидала, что найдутся среди руководителей предприятий единомышленники, готовые поддерживать наши проекты и давать своим неравнодушным отношением толчок к дальнейшему развитию. Эта поддержка окрыляла.

Нет, не было мыслей, что мы перерастем в такой многоуровневый коллектив, ведь собирались изначально просто как клуб по интересам. А теперь и праздники отмечаем вместе, и в поездках – вместе. И в творчестве, конечно, тоже. Например, у нас была задумка сделать казачий блок в концерте. Реализовалась она сравнительно недавно, но именно так, как и хотелось, - с новыми костюмами, с обновлением репертуара. На мой взгляд, это в очередной раз подтвердило статус коллектива как разнопланового, разножанрового – и во времена начала жизни «Раздолья», и 20 лет спустя.

copyright © 2018 "Дворец культуры" ГО Среднеуральск

г. Среднеуральск, ул. Набережная 8а

+7 (343) 687-46-97

РОССИЯ К

Культура.рф